Организация учебного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями | Ставропольский многопрофильный колледж
Организация учебного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

1. Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в Ставропольском многопрофильном колледже

 

1.1. В колледже разработано положение об обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также внесены дополнения в Положение об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестацииПоложение о практике обучающихсяПоложение о государственной итоговой аттестации выпускников, учитывающие условия инклюзивного обучения.

1.2. Ответственность за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья возложена на существующее структурное подразделение – учебной части (далее – УЧ). В положение об УЧ внесены соответствующие изменения.

1.3. В приемной комиссии, деканатах, УЧ организована работа по ведению специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапах их поступления, обучения, трудоустройства.

В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организации с письменного согласия этих лиц собираются сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

 

2. Описание кадрового обеспечения для организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в СмК

 

2.1. Введены в штат УЧ должности тьюторапедагога-психолога. Обязанности специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья возложены на системного инженера. В должностные инструкции системного инженера указанных лиц внесены соответствующие изменения.

2.2. Разработан план дополнительной подготовки (в том числе и путем повышения квалификации) преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Педагогические кадры знакомятся с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с целью их учета при организации образовательного процесса.

 

 

 

3. Работа с абитуриентами-инвалидами

и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

 

3.1. В колледже организована система довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. При обращении в колледже для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями каждому разрабатывается индивидуальный учебный план, учитывающий его особенности. При этом в образовательно-реабилитационную программу предусматривается включение двух групп дисциплин: дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

3.2. Организация профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами.

Профессиональная ориентация в колледже проводится для осознанного и адекватного профессионального самоопределения каждого абитуриента-инвалида. Профессиональной ориентации инвалидов присущи особые черты, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации и компенсации.

Особое внимание при проведении профориентационной работы сотрудник колледже уделяет подбору одной или нескольких профессий или специальностей, доступных инвалиду в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационная дополнительная образовательная программа вуза, профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения.

3.3. Процесс прохождения и сопровождения вступительных испытаний лиц с ограниченными возможностями устанавливается Правилами приема.

 

4. Рекомендации по доступности зданий образовательных

организаций и безопасного в них нахождения

 

Создание безбарьерной среды учитывает потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- с нарушениями зрения;

- с нарушениями слуха;

- с ограничением двигательных функций.

4.1. В колледже обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания.

Территория колледжа соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным на нем. Доступность путей движения, обеспечивается наличием подъемных устройств, контрастных наклеек на дверях и противоскользящих контрастных лент на лестницах, выделением мест для парковки автотранспортных средств инвалидов.

В здании колледжа обеспечен вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (обеспечивается наличием пандуса, распашными дверями). Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве образовательной организации включает визуальную, звуковую и тактильную информацию, а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.

4.2. В учебных помещениях, в которых согласно индивидуальному учебному плану и расписанию индивидуальных занятий лиц с ограниченными возможностями (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) оборудованы 1 - 2 места для студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место с учетом подъезда и разворота кресла-коляски, увеличения ширина прохода между рядами столов.

Для обучаемых с нарушениями слуха закуплена переносная индукционная система, для обучаемых с нарушением зрения – видеоувеличители, накладки на клавиатуру компьютера со шрифтом брайля, созданы диски с курсом лекций, методическими указаниями со специальным программным обеспечением.

4.3. На каждом этаже колледжа оборудована одна туалетная кабина, доступная для маломобильных студентов.

4.4. В колледже организована система сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий: а именно: звуковые маяки, системы вызова помощи, мнемосхемы этажей и т.д.

 

5. Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

 

5.1. Для обеспечения мобильности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата закуплен лестничный электрический подъемник Пума УНИ 130 (ступенькоход) под инвалидное кресло любой конструкции. Кроме того, в образовательном процессе предусмотрено использование альтернативных устройств ввода информации, например, специальные возможности операционной системы Windows, такие как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
5.2. Для студентов с нарушениями слуха закуплена переносная индукционная система, позволяющая обеспечить прием-передачу учебной информации в доступных формах. Наличие переносной индукционной системы позволяет организовать образовательный процесс для лиц с ограниченными возможностями в любой аудитории. Информационная индукционная система переносная для беспроводной передачи аудио-сигнала в слуховой аппарат. Голос собеседника принимается выносным микрофоном и преобразуется в электромагнитное поле, которое принимается катушкой слухового аппарата.

Кроме того, в ряде аудиторий для слабовидящих студентов предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра.5.3. Наличие в колледже брайлевской клавиатуры, видеоувеличителей, электронных курсов, созданных с использованием программ-синтезаторов речи, и других технических средств приема-передачи учебной информации позволяет организовать обучение в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

6. Адаптация

образовательных программ и учебно-методическому обеспечению

образовательного процесса для инвалидов и лиц

с ограниченными возможностями здоровья

 

6.1. При разработке индивидуального учебного плана для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, в вариативную часть образовательной программы включаются специализированные адаптационные дисциплины.

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

Колледж обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин по выбору, включаемых в вариативную часть основной образовательной программы. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин определяется при формировании индивидуального учебного плана, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6.2. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

6.3. Студенты с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала. Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом индивидуальных особенностей.

6.4. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся определяется индивидуальным графиком прохождения практики с учетом особенностей студента.

6.5. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в соответствующих положениях СмК.

6.6. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями обучаются в колледже по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения возможны различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов Колледж осуществляет во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

 

7. Организация образовательного

процесса с применением электронного обучения

и дистанционных образовательных технологий

7.1. В Колледже предусмотрена возможность использования технологических средств дистанционного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

7.2. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Подбор и разработка учебных материалов при обучении с использованием дистанционных технологий производятся с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально.

7.3. Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. Дистанционное обучение также обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.

 

8. Комплексное сопровождение

образовательного процесса и здоровьесбережение

 

8.1. Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже организуется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Организационно-педагогическое сопровождение в колледже направлено на контроль учебы студента-инвалида в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель - студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

8.2. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры.

8.3. Для полноценного занятия инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья физической культурой заключен договор на сетевую форму обучения при оказании платных образовательных услуг.

8.4. В колледже создается толерантная социокультурная среда, организована волонтерская помощь студентам-инвалидам, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедряется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студенчества. В колледже работает волонтерский отряд «В ритме жизни», его работа согласована с краевым обществом инвалидов. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что обязательно проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.

8.5. В колледже организована работа медицинского кабинета, получена лицензия на медицинскую деятельность. Его работа направлена на оказание первой медицинской помощи; пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

Перечень электронных ресурсов